Три распространенных мифа о китайском чае

10.04.2017

Три распространенных мифа о китайском чае

Миф первый – Молочный улун
Улун приобретает свой аромат из-за того, что его вымачивают в молоке. Супер! Проверяем. Берем немного Улуна. И немного молока. Вымачиваем одно в другом. И ставим на подоконник, чтобы высушить. Через несколько дней на вашей кухне — целые эскадрильи безобидных, но назойливых дрозофил. Плюс восхитительное амбре, которое довольно сильно отличается от ожидаемого. Нет. На самом деле, чай Молочный Улун не имеет ничего общего с молоком. 奶香乌龙 – так пишется название этого чая по-китайски. И переводится как «улун с ароматом молока». Но дословно этот перевод понимать не следует. Я объясню. Молочный Улун появился в провинции Фуцзянь много-много лет назад. Тогда чайные мастера заметили, что, если «поиграть» с температурой обжарки при производстве чая Тегуаньинь, получается совершенно новый аромат. Кому-то из мастеров показалось, что в этом аромате есть нотки молока. Так и приобрел свое название этот, не очень популярный в самом Китае, чай. Впоследствии, когда чай из Китая активно экспортировался в Европу, европейские потребители уже знали и любили Молочный Улун. Но требовали более насыщенных и ярких ароматов. Так, в угоду рынку, Молочный Улун начали искусственно ароматизировать. На протяжении многих лет этот чай был хитом продаж в Германии. Сейчас он суперпопулярен в России. Но, как бы там ни было, Молочный Улун не имеет ничего общего с самим молоком, а является продуктом искусственной ароматизации. Пищевые ароматизаторы безопасны для здоровья, но при этом они остаются «пищевыми ароматизаторами».
Прочтите эту фразу дважды и задумайтесь.
Китайцы активно производят молочный улун на экспорт для белых стран, но сами предпочитают «естественные» сорта чаев.

Миф второй – Пуэр называют «земляным» чаем потому, что его хранят в земле, именно поэтому же он имеет такой землистый аромат.
Отлично. Проверяем. Берем целую упаковку блинов Пуэра. И закапываем их в небольшую яму на глубину один метр. Храним пять лет. И потом достаем обратно. Но, к своему удивлению, на том самом месте мы ничего не находим. Чай полностью растворяется в земле. Не остается даже бумажной упаковки. Обильные южнокитайские дожди делают свое дело. На самом деле, Пуэр в земле не хранят. Пуэр вообще не имеет ничего общего с землей. Ровно так же, как и Молочный Улун с молоком. В реальности Пуэр закладывают на хранение в больших картонных коробках, которые выглядят вот так: Или в плетеных корзинах, которые выглядят вот так: При этом блины упакованы в «колоды» по семь штук и плотно обернуты листьями бамбука. Такая натуральная упаковка наилучшим образом предохраняет блины от чайных болезней. Выглядит это вот так: И в течение нескольких лет, а иногда и нескольких десятков лет этот пуэр хранится, но не в земле, разумеется, а в специально подготовленных помещениях, где поддерживается постоянная влажность 55-70% и температура 18-25 градусов С. Я неоднократно бывал в больших хранилищах Пуэра. Они скорее напоминают европейские винные погреба. Сюда раз в месяц приходят люди и проводят ревизию всего чая, внимательно проверяя его на плесень и паразитов. Ничего общего с землей такие хранилища не имеют. А этот специфический запах появляется в выдержанных Пуэрах не потому, что их хранят в земляных подвалах, а потому, что это и есть естественный аромат данного чая. Возьмите хороший молодой Пуэр, положите его на книжную полку и достаньте оттуда через десять лет. Он обязательно будет отдавать землей. Где бы ни находился этот чай, он приобретает такой специфический аромат с годами. Но с самой землей это не связанно никак.

Миф третий – Дахунпао — это любимый чай Мао Цзэдуна.
Точно так же вам скажут в провинции Юньнань, где производится Пуэр, что это именно Пуэр – любимый чай Мао Цзэдуна. В городе Аньси вы узнаете, что, на самом деле, Тегуаньинь – это любимый чай Мао. А в рунете – вообще все чаи – любимые чаи Мао Цзэдуна. На самом же деле, это чистой воды маркетинг. Бренд Мао Цзэдуна был и остается самым мощным китайским брендом. Мировые аналитики говорят, что Мао – это самый дорогой бренд не только в китайской, но и в мировой истории. И лишь на втором месте — «Кока Кола», а на третьем – пиво «Будвайзер». Мао Цзэдуна в Китае знают все. Многие, особенно старшее поколение, продолжают его боготворить. Китайские маркетологи пользуются этим направо и налево. Огромное количество китайских товаров является «любимыми вещами Мао Цзэдуна». Это касается и чая. На самом деле, Мао чай любил не очень. В 1966 году, в самый разгар «культурной революции», которая выкосила целую прослойку китайской интеллигенции и уничтожила кланы врачей, ученых, инженеров, преподавателей, которая поставила гигантскую нацию на колени и превратила в прах десятки тысяч библиотек, университетов и школ по всей стране, Мао издал свой знаменитый «чайный приказ», в котором запретил работу любых чайных на территории страны. Чайные в те времена были местом социальных коммуникаций, общения и полемики. Тут собирались компании, пили чай, разговаривали, обсуждали новости. Все это противоречило новому курсу Партии. В те лютые годы в Китае вообще запрещалось собираться в компании больше чем по двое. Организация чайных была воспрещена под страхом смерти. Эти меры нанесли непоправимый урон чайной промышленности и чайной культуре Китая. Спрос на чай на внутреннем рынке сократился в разы. К внешнему рынку страна была полностью закрыта. Чайные плантации пришли в упадок. Фермеры обнищали. Деревни голодали. Мне сложно сказать, что именно предпочитал Мао Цзэдун, но я точно знаю, что не Дахунпао и не Пуэр, и не любой другой чай.
Расскажите об этом кому-нибудь из китайцев, кто пережил 66-й год! 


Источник: http://www.tea-terra.ru/2013/07/16/4416/

← Назад к списку новостей